Драгоценные камни из Indranet

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ Книга «Драгоценности из Сети Индры» является последней работой Тревора Леггетта, завершенной им, но изданной после его смерти. Мы благодарим Йоханнеса ван дер Хорста и его дочь за их работу в превращении необработанного текста во вдохновляющую книжную форму; Энтони Данна за редактирование текста и создание глоссария; и доктора Диану Бирч, без сотрудничества которой эта книга не была бы издана к столетию со дня рождения Тревора Леггетта. Попечители Треста Адьятмы Йоги имени Тревора Леггетта   ПРЕДИСЛОВИЕ Эти записи о восточных методах внутренней подготовки и духовного самоосуществления не задуманы как теоретическое обучение или средство развлечения. Каждая из них нацелена на настоящую практику в жизни. Например,  даже притча «Князь, которому был сделан выговор» содержит вместе с двумя явно поверхностными пунктами намёк на более глубокую практику. Заглавие книги «Драгоценности из сети Индры» ссылается на сказочную сеть бога Индры, в каждой части которой находится камень истины. Эти драгоценности отражают одна другую таким образом, что каждая…

Вся подготовка требует некоторого минимума теории

ВВЕДЕНИЕ 1. Вся подготовка требует некоторого минимума теории Как и любая подготовка, внутренняя подготовка требует некоторого минимума теории. В этой книге есть философская структура, которая лежит в её основе: эта структура не является окончательной  истиной, но служит её временной основой. Абсолют, который условно называется Универсальным «Я», или Брахманом, и имеет многие другие названия, существует за пределами понятий. Нельзя узнать его посредством этих названий:  его можно узнать, только будучи им или став им, так сказать. Его можно определить как существо-разум-бесконечность. Брахман творит вселенные как осмысленные и красивые иллюзии. В форме латентного сознания Брахман находится в каждой частичке творения. Цель состоит в том, что сознание, вначале невидимое, затем латентное в таких первоначальных элементах, как камни, прилагает все усилия, чтобы развиться в полусознание в растениях и животных и в самосознание в человеке. Замысел таков: те, кто выше на шкале эволюции, должны помогать тем, кто находится в менее выгодных условиях, подниматься выше. Таким образом,…

Внутри нас есть что-то, что может нам дать надёжное руководство, как себя направлять

Часть первая:  Внутренняя практика 2. Внутри нас есть что-то, что может нам дать надёжное руководство, как себя направлять Полярная Звезда Внутри Внутреннее значение заглавия, Полярная Звезда Внутри, состоит в том, что внутри нас есть что-то, что может нам дать надёжное руководство  в мышлении, слове и деле. Ориентируясь на неё, мы можем оценивать наш опыт в этом мире и наш духовный прогресс. Полярная звезда находится на севере. Каждый день солнце восходит в другом месте. Мы обычно направляем себя, зная ориентиры местности, где мы живём. Но если мы едем за границу, мы не знаем местность; поэтому мы не можем найти неподвижное направление. Неподвижное направление задаётся Полярной звездой, часто называемой Северной звездой. Когда мы перечисляем направления, мы говорим: север, юг, восток, запад; север всегда первый. Но китайцы перечисляют их совсем иначе:  восток, запад, юг, север. Север в конце. Восток (они говорят) – это, где солнце восходит и будит мир, запад – это, где…

Существует внутренний компас, который будет проявляться, когда ум успокаивается.

3. Существует внутренний компас, который будет проявляться, когда ум успокаивается Внутренний компас Существует внутренний компас, который будет проявляться, когда ум успокаивается и наконец приведён в состояние полной уравновешенности, свободный от возмущающего воздействия иллюзий и страстей (которые сами являются формами иллюзии). Когда эти условия достигнуты, внутренний компас, точно как внешний компас, живёт своей жизнью. Он направляет ум к путеводной звезде космической цели. Медитирующий узнаёт, что он должен делать в жизни, и когда он поворачивается в правильном направлении, он получает нужную для этого энергию. В своей книге «Суть восточных мистических учений» (опубликованной организацией «Шанти Садан», Лондон),  доктор Хари Прасад  Шастри делится одной размышления: «Каждый человек должен уметь достичь состояния добровольного нервного и умственного расслабления и сосредоточить ум на символе Бога … Именно эта продлённая тишина души представляет человеку образ того, что он должен создать – архетипы своего вклада во внутренний и внешний мир.» Что это за вдохновения? Что приходит ему в голову,…

Некоторыми штатами Индии управляли князья под эгидой Британского Содружества наций

4. Некоторыми штатами Индии управляли князья под эгидой Британского Содружества наций Дилемма премьер-министра Вот пример из первой половины двадцатого века. Он касается одного из штатов Индии, которыми управляли князья под эгидой Британского Содружества наций.  Молодой правитель этого штата  назначил своим премьер-министром  необыкновенного человека. Изначально это был блестящий учёный, который решил служить своему штату, занимаясь политикой. Он учился несколько лет в Англии и потом в Америке. Когда он вернулся, его политическая программа, которую князь поддерживал с энтузиазмом, начала преобразовывать штат. Он поставил себе задачу справиться с периодическими эпидемиями холеры, от которых этот штат  страдал, как и все другие. Улучшить санитарные условия было бы полным решением проблемы, и между тем он предложил ввести обязательную прививку против холеры для всего населения. Он мог наглядно показать, как в других областях схожие проблемы были устранены этой мерой. Но он наткнулся на сопротивдение ультраконсервативных брахманов.  Они признали авторитет чисел, которые премьер-министр привёл, но они сказали, что…

Расширенное сознание вызывает мысль о том, что надо сделать

5. Расширенное сознание вызывает мысль о том, что надо сделать Откровение премьер-министра В этом состоянии расширенного сознания в его голове промелькнула мысль о том, что он должен сделать. Когда-то он сам был учёным, и теперь он стал разыскивать трёх более молодых учёных в области санскритского языка. От них он узнал, что, хотя общие принципы древней медицинской науки были  известны, были некоторые тёмные, плохо изученные места. Он поручил им провести тщательное исследование текстов, объяснив, что он хотел. Спустя несколько недель была объявлена публичная дискуссия о предложении сделать прививки против холеры.  Премьер-министр попросил своих учёных обратиться к собранию. Они доложили, что подробно изучили древние тексты по медицине, и представили некоторые отрывки, которые намекали, что есть некоторые процедуры, связанные с прокалыванием кожи: они привели одно место из классического трактата по медицине Сушруты и другое ещё более раннего труда Чараки. Они также отметили, что в древние времена целая школа медицины была заимствована у греков,…

Под человеческим умом существует духовная река

6. Под человеческим умом существует духовная река Как заствить цвести пустыню Великая Тарская пустыня простирается на территории современного Пакистана и почти бесплодна.  В древних Ведах, которые датируются вторым тысячелетием до нашей эры, сохранилось предание о большой реке, Сарасвати, которая берёт своё начало в Гималаях и течёт глубоко под землёй. Последние открытия нефтеискателей указывают на то, что эта якобы мифическая река течёт под Тарской пустыней и вероятно могла бы заставить цвести пустыню. Уровнем ниже человеческого ума, даже когда он кажется наиболее бесплодным, существует духовная Сарасвати, которая может заставить жизнь бить ключом в пустыне. Вывести этот поток на поверхность повседневной жизни – одна из основных целей йоги.  Заставить цвести пустыню! Эта притча не предназначена как развлечение: она для людей, находящихся в пустыне. К великому мастеру дзен обратились двое мужчин и женщина, которые хотели практиковать дзен.  Он их спросил: «Почему вы пришли?» Один из них ответил: «Ну, я был богат, а затем моя…

В йоге и дзен время кризиса –  хорошая основа для медитации

Медитация  во время кризисa 7. В йоге и дзен время кризиса – хорошая основа для медитации. В йоге и дзен время кризиса считается хорошей основой для начала практики. Трагическая утрата, банкротство, общественные порицания, неблагодарность или даже враждебность  со стороны тех, которым была оказана помощь – это те моменты, когда есть отрешённость от мира. Вот практики, которые д-р Шастри рекомендовал:  они проверены временем и  надёжны. Они взяты из его книги «Медитация: теория и практика». Существуют различные виды практики и различные описания;  но, если вы делаете одну практику как следует, то есть возможность, что будет отдача – мотивация прогрессировать с практикой.  Но, если вы не начнёте что-то делать, не может быть никакой отдачи, не будет взаимопонимания между учителем и учеником. Назначьте определённое время для медитации;  д-р Шастри рекомендует утро, когда ум спокоен, хотя ради необходимо вставать чуть раньше. Выберите уголок, сядьте на подушку, зажгите свечу, повесьте картину с изображением чего-то глубоко уважаемого…

Передача преемственности в какой-либо традиции

Сжатый кулак учителя 8. Передача преемственности в какой-либо традиции «Сжатый кулак учителя» – индийское выражение, которое ссылается на передачу преемственности в какой-либо традиции. Оно иллюстрируется одним из рассказов персидской классики «Гулистан», или «Сад роз», который д-р Шастри цитировал несколько раз, чтобы проиллюстрировать  какой-то эпизод из жизни (всегда один и тот же). Он приводится ниже. Девяносто девять приёмов Рассках может быть суммирован так.  У одного учителя борьбы был многообещающий ученик, которому он преподал девяносто девять из ста приёмов борьбы. Один редкий приём, однако, он скрыл от него. По мере того как юноша становился  более сильным и умелым, он начал хвастаться перед публикой: «Конечно, в настоящем бою я отношусь к своему учителю с почтением и позволяю ему выиграть. Но в действительности я лучше его». В те времена и в наши дни борьба  была народным видом спорта в Персии. Сотый прием Король услышал об этом хвастовстве и приказал организовать соревнование между учителем и…

Слово «Упанишад», одно из индийских священных писаний, относится к сидению рядом с учителем

9. Слово «Упанишад», одно из индийских священных писаний, относится к сидению рядом с учителем. Тайны Упанишад В духовных традициях такие слова как «тайна» находятся везде. Слово «Упанишад» может быть произведено из «упа» (вблизи) «ни» (вниз) и «сад» (по фонетическому правилу согласный «с» становится «ш», когда он попадает за любым гласным кроме «а»). Таким образом слово «Упанишад», одно из индийских священных писаний, относится к сидению рядом с учителем, который затем шепчет тайны ученику.  Сократ ссылается на доктрину, сообщаемую шёпотом слушателям, и Иисус говорит о секретах, рассказанных одним близким ученикам. Однако, на самом деле эти вещи не держались в секрете. Полное название известной Гиты, которая провозглашает себя быть открытой для всех, следующее: Упанишады, петые Господом. В конце Гиты сказано, что преподавать её в надлежащем духе и соответствующим слушателям – наивысшая служба. Некоторые ревнители учат главы  наизусть и повторяют их каждое утро. Таким образом  где секрет? Мы можем понять это, сравнивая  другие виды…

Духовный курс не должен заражаться мирскими ассоциaциями

10. Духовный курс не должен заражаться мирскими ассоциациями. Скрытые моменты в жизни. Такие моменты нам попадаются в жизни. Допустим, например, что есть длинный список китайских и японских делегатов, экспертов, репортёров  и т. д. на большой международной конференции.  Есть тысячи имён, и желают поместить всех китайцев вместе в одних гостиницах и всех японцев в других. Однако, компьютерный список перепутал имена вместе,  поставив их в алфавитный порядок, начиная с АН, затем АНДО, затем АРАКАВА и т. д. Организаторам придётся искать каждое имя в различных списках пассажиров; ожидают, что китайцы будут летать на национальной линии,где получат скидку, и японцы подобным образом.  Это дело займёт много времени у довольно большого количества людей. Но случается, что упомянули об этом деле востоковеду. Он говорит: «Всё это не надо делать. Это довольно легко. Китайские имена всегда имеют один слог; японские имена – только редко. Итак имя с началом  АН вероятно китайское; но есть небольшая возможность, что оно…

Параматман всегда в покое и ясности самадхи

Сосредоточения и медитация 11. Параматман всегда в покое и ясности самадхи Часто рекомендуется, что перед тем, чтобы начать изучать Святую Истину, мы должны привести ум к центральной линии тела, и один из способов так сделать – это изолировать точку в центре груди, как раз чуть ниже, где рёбра встречаются. Технически это место называется «лотос сердца». Сидя достаточно вертикально, потрогай это место; тогда с помощью памяти ощущения этого прикосновения приведите ум к этой точке. Держите внимание там, приводя его обратно, если оно отвлекается, пока оно не станет непрерывным. Лотос сердца Вот текст об этой практике самадхи медитации (Бхагават Гита, VI.7): «Он есть внутренний Я, всегда в самадхи, того, кто проконтролировал ум». Высший Я, называемый Параматман, внутри каждого живого существа, есть всегда в покое и ясности самадхи. Приведя  ум к этой точке, мы контролируем его и успокаиваем. Тогда Параматман, Высший Я внутри, который всегда в самадхи,  может быть увиден мельком. Мы найдём,…

Практика делает совершенство, но надо быть совершенным практикантом

Практика делает совершенство 12. Практика делает совершенбм Практика делает совершенство, но надо быть совершенным практикантом или по крайней мере нужно практиковаться по правильным линиям. Люди берутся за практику этого типа на время; некоторое время они делают усилия, и затем перестают. И это потому что они не понимают метода. По психологии йоги действие определяется как имеющее целевое содержание, когда онозапланировано и выполнено;  и это производит впечатление на ум. Впечатление динамическое и хочет стремиться повторяться. В нашей жизни нашими действиями мы складываем динамические впечатления в основе ума. Они не дступны для осмотра, но они есть там. Они называются Санскары, и они создают импульсы внутри нас: «Я не могу этого терпеть» или «Я это люблю». Можно Санскары контролировать и изменять; но это делается лишь посредственно, не непосредственной конфронтацией с борьбой и усилиями. Борьба и усилия нужныы, чтобы конфронтировать импульсы, когда они поднимаются явно перед нами; но этот необходимый контроль инстинктивного или просто иррационального…

Наша основная природа такая, что она может быть изменена, но не внезапной силой.

Изменение природы 13. Наша основная природы  такая, что она может быть изменена, но не внезапной силой. Есть большая разница между взглядами  выраженными народом на востоке и на западе, по этому вопросу. На западе нам часто кажется, что такое изменение невозможно: основная природа там, и она не может быть изменена. Всё, что можно сделать, это попытаться разработать методы  приспособления к ней… На востоке есть традиции, которые гласят примерно, что можно это сделать, но не внезапной силой. Когда мы хотим установить образец терпения, например, не будет эффективным попытаться это сделать, думая решительно: «Я должен быть терпелив, нигода нетерпелив». Возьмём пример из истории шахмат. В тысяча восемьсот сороковых годах большинство людей считали англичанина Говарда Стаунтона наилучшим игроком хазмат в мире. Никто не слышал об индийских мастерах тогда. Он разработал шахматные фигуры, которые всё ещё используются в турнирах, и написал  огромное руководство об игре. Он писал также о Шекспире и был человеком значительной интеллектуальной…

Медитируйте, используя широкие концепции, о терпении, о покое и о безмятежности

Методы йоги 14. Медитируйте, исплоьзуя широкие концепции о терпении, о покое и о безмятежности Метод, применяемый в йоге, не думать: «Я не должен быть нетерпелив», но медитировать о терпении, как уже достигнутом. Медитируйте, используя широкие концепции, о терпении и о безмятежности. С каждой медитацией укладываются Санскары. Некоторое время мы не видим никакого улучшения. Но нам надо понять динамику ума. Йога учит, что в глубоких тайниках ума происходят изменения.  Когда их достаточно,  изменения начинают появляться на поверхности, сначала в фрагментарных формах. Нетерпеливые или боязливые, или изнурённые людиначинают находить, что время от времени они могут успокоить самого себя, вспоминая атмосферу своей медитации. Но это не всё, что произойдёт. Несколько позже, вдруг в середине ситуации, которая всегда сбивает их с баланса, приходит само по себе, без всякой борьбы или усилий, чувство, похожее на прохладный ветерок: «Мне больше не надо торопиться или беспокоиться». Программа практики Вам надо учредить свою собственную дисциплину, и ежедневная практика…

Приведите ум в спокойствие в сердечном центре в течение двух часов в день

Возражения 15. Приведите ум в спокойствие в сердечном центре в течение двух часов в день Большая часть ума , которая состоит из не рассмотренных идей привычек,  часто выдвигает возражения протв практики йоги: «Это потеря времени». Совет Свами Мангалнаф – привести ум в спокойствие в сердечном центре  в течение двух часов в день.  Ум вероятно  возразит: «Но я должен буду сократить время, смотря телевизор». Иногда начинающие чувствуют, что даже один час медитации в день пустая трата времени. Может быть есть временное возбуждение, но оно скоро исчезает в суматохе жизни. Не было бы лучше использовать время в жизни самой, возможно,  делая добро, вместо того, чтобы просто сидеть там? Они не понимают динамику медитации в йоге. В качестве аналогии рассмотрите случай неразвитой страны, которая хотела индустриализироваться. Правительство нашло молодых, идеалистических, умных людей и послало их заграницу со стипендиями в главные центры машиностроения и науки, чтобы учться и узнать о мире. Было сопротивление;  люди…

Посредством медитации то, что было скрыто, появляется

Вдохновение 16. Посредством медитации то, что было скрыто, появляется. Главный пункт нам не исключить самих себя, но следовать инструкциям и делать эксперименты. Скептик может сказать: «Нет Рамы, в действительности нет такого бога. Рама и Кришна были просто мифические, темнокожие, южноиндийские божества, принятые арийцами после того как они осознали, что больше не могли верить таким старым ведическим богам, как Индра. Они поддерживают свой взгляд выводами из текстов, всегда с твёрдым убеждением материалистических предвзятых мнений.  Но эти тексмты должны быть испытаны опытом, не исключены сначала тем, что Шанкара называет ‘сильным утверждением’ В Брахма-сутрах, одном из великих учебников йоги, говорится (III.2.5): «Посредством медитации то, что было скрыто, появляется».  Комментарий Шанкары объясняет, что внутри каждого из нас есть божественное вдозновение и сила, и если естьрешительная медитация  и решительная внутренняя чистка, божественное внутри нас начинает показаться. Такие проявления  не личные силы, но движения бога внутри. Наш учитель часто говорил, что нет никого без вдохновения. Оно…

Есть три вида дара: дар вещей, дар мужества, и дар мудрости

Три подарка 17. Есть три вида дара: дар вещей, дар мужества и дар мудрости Возможно слова не нужны.  Есть люди, которые, когда вы бываете у них, почти ничего не говорят, так что вы думаете, что вы потеряли время, посещая их. Но когда вы вернётесь домой, вы обнаружите, что что-то, что вы боялись делать, больше не такое страшное: на самом деле это легко. Вы получили священный дар мужества. По классическому определению есть три вида дара:  дар вещеей, дар мужества, и дар мудрости. Вам могут дать деньги, что было бы  дар вещи, но это скоро уходит. Имеется другой дар, не обязательно в виде чего-нибудь физического, и это дар мужества. Примеры такого дара часто цитировалсь нашим учителем Он вспоминал, как японцы искали интервью с великим Сайго и сидели молча в одной с ним комнате, но не обменивались с ним словами. Лни возвращались мирными, свободными от своих тревог и укреплёнными. И третий дар –…

По системе Патанджали цель ограничивается желанием спастись от страдания

Патанджали – мир реален 18. По системе Патанджали цель ограничивается желанием спастись от страдания Cуществуют различные виды самадхи. Патанджали перечисляет девять, и они все основаны на пережитом факте реальности мира, его причин и эффектов. Итак, когда состояние медитации с характерным ему восторгом и свободой утрачивается, медитирующий возвращается  в реальный мир. По системе Патанджали,  цель ограничивается желанием спастись от страдания, причинияемого отождествлением с физическим телом и умом в реальном мире. В какой-то степени он похож на врача, чья задача вывести больного из его болезненного состояния и вернуть обратно в общество. Врач не задаётся вопросом, что больной будет делать, когда он вылечится. В системе Адвайта Веданты Шанкары есть та же самая цель – облегчить непосредственное страдание  тех, кто уверен в том, что этот мир реален, и в этом смысле на систему Йоги Патанджали можно положиться. Но в Адвайте есть ещё один шаг, а именно постижение истиной сущности мира, реальной или нереальной, вне…

После успешного переживания недвойственности (Адвайта Веданта) мир изменяется до неузнаваемости

Адвайта – мир как мыльный пузырь 19. После  успешного переживания недвойственности  (Адвайта Веданта)  мир изменяется до неузнаваемости Несмотря на некоторые сходства между двумя традициями, когда йогин выходит из медитации по традиции Патанджали, мир так же реален, как и прежде. Однако, после успешного переживания недвойственности (Адвайта Веданта), описанного выше, мир изменяется до неузнаваемости. Знание проснулось в его разуме, и хотя феноменальный мир продолжает существовать, это лишь облик вселенского Я. В некоторых случаях тот, кто знает (джняни), продолжает участвовать в делах мира как в виде спорта, точно так же, как мы принимаем участие в игре. Йоги дают пример шахмат, в которых различные силы приписываются фигурам из дерева. Понятно, что это только деревянные фигурки, но отношение к ним иное: офицер ходит только по диагонали, а  ладья – вертикально. Мы знаем, что победа нематериальна, и всё же мы очень стараемся, и в этом заключается смысл игры. Свами Рама Тиртха о самадхи Свами Рама Тиртха…

Индивидуальный Атман не теряется, но расширяется в универсальный Атман

Универсальный Я 20. Индивидуальный Атман не теряется, но расширяется в универсальный Атман В Кариках Гаудапада, книги 2 и 3, есть несколько стихов об этом. Сущность  индивидуального Атмана не теряется, но наконец расширяется в универсальный Атман. Поэтому страх потерять индивидуальность не оправдывается. Но когда вы в первый раз слышите максим: «Иди выше мыслителя, мышления и мысли», он кажется потрясающим. Внутренний голос говорит: «Эти вещи есть моя жизнь. Если их нет, что останется? Я не могу чувствовать ничего другого, нет ничего другого». Здесь святая традиция, которая воплощает опыт многих столетий, говорит нам, что есть что-то ещё, осознанное всё ещё лишь интеллектуально и не живым чутьём. Вот пример потенциальности, которая известна теоретически, но не чувствуется. Если во сне вы лежите на вашей руке, она цепенеет. Когда вы встаёте, рука кажется мёртвой и вам нельзя ею двигать. Теперь, хотя ваш ум говорит: «Это я», ваше чутьё говорит: «Это не я». Когда возвращается кровообращение, вы…

Писания изменили жизнь тех, кто их слышал.

Смотрите, слушайте, понимайте и продолжайте сидеть 21. Писания изменили жизнь тех, кто их слышал Огромное собрание китайских буддийских писаний, которое включает не только переводы многих индийских текстов, исчезнувших в Индии, но также много текстов, которые возникли в Китае, иногда возмещаются вместе в громадном вращающемся книжном шкафу в виле большого барабана. Существует мнение, что нельзя ожидать, что современный человек –  начиная вероятно от современных людей в Китае первого века нашей эры, когда впервые буддизм прибыл туда – будет изучать из все. Или даже половину. Иди даже четверть, или даже небольшую часть из них. Но если у него есть вера, и он стоит перед этим большим барабаном писаний и просто вращает его, делапя полный оборот – ну тогда он получит ту же заслугу, как если бы он изучил их. Это немного похоже на тибетское молитвенное колесо, хотя оно имеет только одно писание или предложение из писания. Но можно его вращать много раз…

Если вы думаете, что вы знаете его хорошо, то на самом деле мало вы знаете его

Известно тому, кому неизвестно 22. Если вы думаете, что вы знаете его хорошо, то на самом деле мало вы знаете его (Кена Упанишад) Этими словами учитель даёт уму ученика встряску. Эти слова являются ударом по его самоудовлетворению. Учитель имеет интеллектуальнное понимание Брахмана, Истины, и некоторый опыт его, но считает, что этот блестящий интеллектуальный опыт является Истинным Знанием, которое даёт освобождение от заключения в индивидуальность тела и ума.  Учитель ударяет по этому убеждению: «Если вы думаете, что это знать его, вы почти ничего не знаете об этом». Сильно потрясённый, ученик покидает группу учеников и уходит в уединённое место. Там он садится и предаётся глубокой медитации, которая ведёт к самадхи, и он направляет самую отвлечённую сущность своего сознания за пределы ассоциаций и воспоминаний. По выражению дзен мастеров, дно выпадает из ведра. Он возвращается, и учитель смотрит на него. Его взгляд говорит: «Скажите что-нибудь об этом». Ученик отвечает: «Я не думаю, что я…

Те, кто контролируется инстинктивными желаниями, часто утверждают, что они пользуются ими свободно

Часть вторая: Практика в жизни 23. Те, кто контролируется инстинктивными желаниями, часто утверждают, что они пользуются ими свободно Свободное падение Камень, или человек, падающий со скалы, находится , как говорят, в свободном падении. Но они не свободны, потому что у них нет выбора. Таким же образом те, кто контролируется инстинктивными желаниями, часто утверждают, что они пользуются ими свободно, но на самом деле они не свободнее, чем падающий камень. Они не могут приостановить себя. Свобода  может быть что-то вроде  словесного трюка. Когда впервые Генри Форд ввёл массовое производство, его знаментая модель Т красилась в чёрный цвет. Корреспондент из-за границы спросил его, могли ли покупатели выбрать другие цвета. Форд ответил: «Они моут свободно выбрать любой цвет, который им нравится, при условии, что это чёрный цвет». Был другой пример этого, который предоставил много своего рода развлечений. Некоторый успешный английский художник-абстракционист дал интервью  по французскому радио (конечно через переводчика). Интервьюер спросил: «Вы могли бы…

Экстравертам трудно оставаться начеку без постоянного одобрения окружающих

Добро пожаловать, или «прийти в правильном состоянии» 24. Экстравертам трудно оставаться начеку без постоянного одобрения окружающих Экстраверты славятся своей энергичностью, но на самом деле им трудно оставаться начеку без постоянного одобрения со стороны окружающих. В результате, они всегда оказывают влияние на, и в свою очередь, испытывают влияние их окружения. Если они добродушны, они стараются поддерживать хорошие отношения с ним. Их внутренние ощущения зависят от внешней среды, которую они контролируют лишь частично. Однако, те, кто умеет поворачиваться внутрь, могут развить значительную независимость – они сами определяют свои внутренние ощущения. Если они нестабильны, они несчастны; но если они научились достигать состояния безмятежности, их разум ясен как безоблачное небо, где бы они ни были.   Допустим, надо посетить серьёзное собрание. Экстраверт садится на стул, но не проверяет его расположение в пространстве. Возможно, он положит свои вещи на соседний стул. Когда появляются другие люди, экстраверт сразу выпрямляется, сдвигает немного стул и забирает свои вещи…

Тишина может достигнуть почти осязаемого состояния покоя

Падающий снег 25. Тишина может достигнуть почти осязаемого состояния покоя Но есть другой путь. Обладающий внутренней подготовкой проверит тщательно расположение стула перед тем как сесть на него и старается не посягать на соседнее место. Он располагается бесшумно и затем замолкает, сидя молча. С такой публикой, любая аудитория заполняется без хаотичности; по дзенскому выражению, они прибывают как падающие снежинки. Тишина может достигнуть почти осязаемого состояния покоя. Когда начинается выступление, оно воспринимается уже в успокоенном состоянии сознания, способном полностью оценить его. Это состояние достигается постижением сути дзенского коана Хлопок одной ладонью. Они пришли в правильном состоянии. Поэтика Известный поэт среднего возраста жил в отшельничестве в глуши.  В стране была сильная поэтическая традиция:  для каждого общественного события и иногда для частных заказывалось  стихотворение.  Этот поэт, благодаря удаче, снискал себе хорошую репутацию, и получал много заказов, так что он жил в достатке. Он был эксцентричным человеком, жил в одиночестве, и никогда не посещал столицу….

Разница между поступком на уровне индивида и поступком на уровне космоса

Дилемма 26. Разница между поступком на уровне индивида и поступком на уровне космоса Есть ли разница между поступком на уровне индивида или поступком, учитывающим равновесие во вселенной? Допустим, что человек, одержимый азартной игрой, в который раз обращается к своему более обеспеченному другу с просьбой ‘небольшого займа’ на сорок или возможно четыреста фунтов. Он обещает, что деньги не будут потрачены на ставки – обещание, которое он давал и не сдерживал уже много раз. Друг знает, что это произойдёт опять, но часто он не может отказать растрёпанному человеку, стоящему у двери. Если бы он посвятил некоторое время медитации, пробуждающаяся интуиция (пояснение – буддхи) сказала бы ему: «Нет, этот поступок лишь подкрепит его привычку играть, пьянствовать и нарушать своё обещание». Этот совет на незнакомом языке возможно будет трудно перевести. «Я знаю, я иногда прибегал к этому; но, после того как я ему отказываю, я чувствую себя ужасно. Он знает об этом, и каждую…

Посредством медитации вы сможете делать добро, не причиняя вреда

Ценностный рынок 27. Посредством медитации вы можете делать добро, не причиняя вреда   Один бизнесмен, который занимался йогой в группе, обратился к старшему за советом: «Я имею возможность сделать немало добра нуждающимся людям, но это означало бы обмануть кого-то ещё. Я знаю, что этот человек настоящий подлец, и поэтому склонен поступить с ним подобающе. Добро в этом случае перевесило бы зло, и он получил ровно то, что заслуживает, учитывая то, что он причинил другим. Я не могу найти упоминание о подобных случаях в древних книгах. «Нет», согласился старший, «иногда бывает трудно применить общие принципы, но позвольте мне спросить вас о чём-то из моего собственного опыта. Когда я был молод, мой брат строил карьеру в  страховом бизнесе. Я хотел помочь ему и приобрёл сберегательный полис с ежемесячной выплатой, которая мне была едва ли по средствам и которую я оплачивал несколько лет.  Затем, пришло время, когда мне нужны были деньги на непредвиденные…

В каждом из нас есть чувство, называемое буддхи, которое может подсказать космическую цель

Как перевести поведение 28. В каждом из нас есть чувство, называемое буддхи, которое может подсказать космическую цель   Обучение иностранному языку Когда мы научинаем изучать иностракнный язык, мы можем выучить несколько слов посредством так называемого Прямого Метода. Но если мы имеем дело не просто с простыми понятими, мы должны построить предложение на родном языке в уме и потом искать соответствующие слова и грамматические структуры на иностранном языке. Это может занять очень много времени, даже если знание иностранного языка очень твердое. Нужно обладать храбростью, чтобы сформировать предложение на иностранном языке без первоначальной проверки. Замечание Шоу, согласно которой невозможно научиться кататься на коньках не выглядя посмешищем, применима здесь. Если оцепенение и страх могут быть ослаблены, придёт время, когда неожиданно говорящий выдаёт предложение на иностранном языке без предварительных раздумий. Он начал думать на изучаемом языке. Это поворотный момент, и с этой поры идеи сами принимают формы нового языка.   Этот языковой опыт может…

Основной принцип йоги – развивать способность избавляться от нежеланных мыслей.

29. Основной принцип йоги – развивать способность избавляться от нежеланных мыслей. Как избавиться от нежеланных мыслей Основной принцип йоги – развивать способность избавляться от нежеланных мыслей. Польза этого умения косвенно признаётся в повседневной жизни. Шифровальщик, работающий на большой скорости, старается не вдаваться в смысл важного текста: опыт показывает, что это влияет на его сноровку. Общеизвестно, что хирург не оперирует на членах своей семьи: его эмоции не только неуместны, но они могут оказать пагубное воздействие на них. Однако уклониться от проблемы не значит разрешить её.  И это оборачивается тем, что некоторые неожиданные преимущества, которые могут возникнуть при разрешении проблемы, будут потеряны.

Я опустошаю свой разум и пребываю в созданном покое

Телепатия в японских шахматах 30. Я опустошаю свой разум и пребываю в созданном покое В японских шахматах сёги, некоторые из мастеров практикуют особенные формы сосредоточения, которые почти неизвестны на Западе. Одним из великих чемпионов по сёги (которые значительно сложнее западных шахмат ввиду того, что игра ведётся на большей доске с большим числом фигур) был покойный Ясухару Ояма. Когда во время чемпионата первый ход был за Оямой, он часто не делал его сразу же, а сидел супротив соперника. Затем, выждав несколько минут, он делал один из своих обычных дебютных ходов.  В этой игре есть предел времени, и казалось странным расходовать эти ценные минуты, ничего не делая. Автор данной книги был знаком с Ояма. И он спросил его, зачем он это делал. Он ответил: « Многие игроки, когда право первого хода за ними, ходят сразу же, стремясь разыграть одну из своих любимых дебютных комбинаций. Но, когда я сажусь, я отбрасываю все мысли…

По мере того как ясность, достигнутая медитацией, усиливается, более фудаментальный закон проявляется, и конфликты обычно исчезают

Хорошо и плохо 31. По мере того как ясность, достигнутая медитацией, усиливается, более фундаментальный закон проявляется, и конфликты исчезают. Китайский мастер дзен, которого японцы называли Тодзан, рассказывает историю: «Вы видите лягушку, сидящую на листе лилии. Внезапно, из-за её спины надвигается голодная змея. Вмешиваетесь ли вы и отталкиваете змею палкой или даже убиваете её? Если вы делаете это, потому что не любите змей и жалеете лягушок, то вы вмешиваетесь в великий закон природы. Если, с другой стороны, вы пассивно наблюдаете как змея пожирает лягушку, где же ваше сострадание? Лягушка, ещё живая, занята ловлей насекомых с помощью своего длинного липучего языка, поэтому, если вы вмешаетесь, то это плохо для змеи, хорошо для лягушки и плохо для насекомых. Если не вмешаетесь, то это хорошо для змеи и насекомых, но плохо для лягушки. Должны ли мы отдавать предпочтение арифметике – два хорошо и одно плохо? В этом случае, вы будете наблюдать, как змея съедает…

Говорите правду без боязни, не думая о последствиях

Часть третья: Проблески 32. Говорите правду без боязни, не думая о последствиях Браминский Вор В классической Индии одной из обязанностей привилегированных классов браминских священников было говорить правду без боязни, не думая о последствиях, и другой было давать духовные учения, где они были явно нужны.Некокоторые из великих священников сопротивлялись и препятствовали надменности королей, и добродетель пожертвования подчёркивается в таких классиках, ка Бхагавад Гите. Хитрый бизнесмен, который предвидел голод, собрал всё наличное зерно в своём амбаре, и теперь он продолжал хранить его, чтобы выжать самые высокие цены из зажиточных людей. Бедные, начинающие голодать, посоветовались с брамином, таким же бедным, как они, чтобы планировать нападение на амбар рядом с домом бизнесмена. Плотник заметил слабое место в одном углу, и он подумал, что он сможет сделать дыру,  через которую человек мог бы пробраться в амбар. Проникнув внутрь, он мог бы раздавать другим тазы зерна через лыру.  Это было бы рискованным предприятием: в этом краю…

Слова любви не обязательно суть слова доброжелательности

33. Доброжелательность К одному йогу, который осознал Бога, будучи ещё молодым учёным, подошёл  конфиденциально потомок благородной семьи. Он знал, что этот йог имел некоторый навык в традиционной медицине Индии, называемой Аюр Веда, и он попросил его о помощи. Он не смел пойти к своему семейному врачу или  в любому другому врачу в городе из-за характера заболевания; он был известен, и это дело скоро будет доложено отцу, который придерживался твёрдых взглядов на мораль. Он уже сказал сыну, что любые дальнейшие падения с пути добродетели приведут к его изгнанию из семьи. Учёный йог согласился помочь ему, и на самом деле он нашёл эффективное лекарство. Молодой человек выразил вечную благодарность, но йог сказал: «Продемонстрируйте свою благодарность,  поддерживая репутацию отца соответственно его желаниям. Сын обещал, но тем не менее через несколько месяцев молодой дворянин  вернулся с той же просьбой о помощи. Йог отказался. «Дать вам помощь вам не поможет», он сказал ему. «Это подтвердит…

Это не настоящая сила, попытаться напугать людей в молчание

34. Принц получает выговор После смерти Аурангзеба в 1707 Монгольская империя начала распадаться, и фактически Индия разделилась в независимые государства. Их авторитет часто был слабый, и большая часть страны была во власти разбойников и грабителей. После того как британцы были более или менее приглашены в Индию, чтобы восстановить порядок, многие государства сохранили полуавтономию, хотя они защищались центральным государством. Некоторые правители посылали своих сыновей учиться в частной школе для принцев, руководимой в английской манере. Это имело много преимуществ помимо изучения языка суверенной власти: юноши могли встречаться друг с другом без стесняющего и разделяющего влияния жёсткого дворянского этикета. Они встречались и часто заводили долговечные друбы на так сказать нейтральной почве. Школу широко уважали до независимости в 1947, когда принцы как таковые перестали существовать. У последовательных английских директоров школы было несколько интересных инцидентов с этими аристократами и индусскими и мусульманскими, некоторые из предков которыз сражались с Ричардом Львиное Сердце в Первом крестовом походе….