После успешного переживания недвойственности (Адвайта Веданта) мир изменяется до неузнаваемости
Адвайта – мир как мыльный пузырь
19.
После успешного переживания недвойственности (Адвайта Веданта) мир изменяется до неузнаваемости
Несмотря на некоторые сходства между двумя традициями, когда йогин выходит из медитации по традиции Патанджали, мир так же реален, как и прежде. Однако, после успешного переживания недвойственности (Адвайта Веданта), описанного выше, мир изменяется до неузнаваемости. Знание проснулось в его разуме, и хотя феноменальный мир продолжает существовать, это лишь облик вселенского Я.
В некоторых случаях тот, кто знает (джняни), продолжает участвовать в делах мира как в виде спорта, точно так же, как мы принимаем участие в игре. Йоги дают пример шахмат, в которых различные силы приписываются фигурам из дерева. Понятно, что это только деревянные фигурки, но отношение к ним иное: офицер ходит только по диагонали, а ладья – вертикально. Мы знаем, что победа нематериальна, и всё же мы очень стараемся, и в этом заключается смысл игры.
Свами Рама Тиртха о самадхи
Свами Рама Тиртха составил список видов самадхи – медитации Знания. В некоторых из них возможно остаётся видимость процесса познания и объекта, но они лишены реальности. Он описывает их в качестве викальпа, что обозначает условную, иллюзорную конструкцию.
Шанкара испоьзует пару терминов: са-викальпа (со-викальпа) и нир-викальпа (без-викальпа). Термин Брахман-со-викальпа подчёркивает то, что предполагаемые атрибуты Брахмана-Абсолюта на самом деле являются иллюзиями (Майи); Брахман без-викальпа означает Абсолют без иллюзорных атрибутов. Рама Тиртха расширил эти термины в своём описании самадхи.
Один из са-викальпов самадхов – просто смотреть равнодушно на меняющийся мир, думая так сказать, что « Всё это свет». Он называет это Феноменальным самадхи. Другой самадхи, который он называет Нуменальным – медитировать: «Я существо-бытиё- блаженство». В ещё другом мир со своими ценностями принимается как вид спорта, и йог участвует в этом мире.
В медитациях са-викальпа некоторые тенистые видения всё ещё возникают из невыполненных последствий кармы прошлого; новые не создаются, но инерция последствий прошлого может остаться временно. Индивидуальный Я, говорил д-р Шастри, становится\ как сгоревший носовой платок – его форма остаётся на время, но там нет ничего прочного. Универсальный Я остаётся один как масса света и блаженства.
В тексте, называемом Карика Гаудапада, тот учитель заверяет будущих йогов, которые страшатся идеи транцендентности и возможности потерять индивидуальный Я. Они боятся, что это будет забвение, похожее на засыпание или лишение сознания. Он объясняет этот пункт, ссылаясь на рассадную грядку Санскара в основе ума.
Санскары есть динамические латентные впечатления, заложенные прошдыми действиями, и нормально они не доступны сознательному осмотру. Гаудапада говорит, что ум, приученныей к самадхи, остаётся под контролем, когда он входит в сферу Санскар, в то время как во сне нет контроля. Таким образом ум спящего человека рассеивается во власти Санскар обыкновенной обманчивой жизни, которая следовательно образует густую вуаль. Но не так у кого-то, кто практикует самадхи. Это может походить на сон и такие состояния в том, что ум большей частью уведён от чувств и не движется в мыслях, Но Санскары становятся чище и рдеют, так что проблески космического луча разума проникают четез них. Возможно Гёте ссылался на своё открытие этого, когда он писал Хумбольту: «Секрет вдохновения заключается в том, чтобы войти в подсознательное сознательно».