Некоторыми штатами Индии управляли князья под эгидой Британского Содружества наций
4.
Некоторыми штатами Индии управляли князья под эгидой Британского Содружества наций
Дилемма премьер-министра
Вот пример из первой половины двадцатого века. Он касается одного из штатов Индии, которыми управляли князья под эгидой Британского Содружества наций. Молодой правитель этого штата назначил своим премьер-министром необыкновенного человека. Изначально это был блестящий учёный, который решил служить своему штату, занимаясь политикой. Он учился несколько лет в Англии и потом в Америке. Когда он вернулся, его политическая программа, которую князь поддерживал с энтузиазмом, начала преобразовывать штат. Он поставил себе задачу справиться с периодическими эпидемиями холеры, от которых этот штат страдал, как и все другие.
Улучшить санитарные условия было бы полным решением проблемы, и между тем он предложил ввести обязательную прививку против холеры для всего населения. Он мог наглядно показать, как в других областях схожие проблемы были устранены этой мерой. Но он наткнулся на сопротивдение ультраконсервативных брахманов. Они признали авторитет чисел, которые премьер-министр привёл, но они сказали, что это нововведение противоречит древним традициям, и что, если оно вступит в силу, в конечном счёте результаты будут катастрофическими. Тем, кто хотел, можно было бы позволить иметь прививки, но навязываать их законом было бы совершенно неправильно. Премьер-министр знал, что, если эти досточтимые брахманы воспротивились, немногие рискнули бы вызвать их неудовольствие.
Правитель и несколько иностранных советников недоумевали, что делать в этой ситуации. Одни рекомендовали прибегнуть к силе закона; другие считали, что надо будет отложить план, пока возражающие (и тысячи других) не умрут, возможно, от холеры. Оба этих варианта уже были испробованы в других штатах, но они не работали. Премьер-министр чувствовал, что он начинал ненавидеть догматизм, который казался таким бессмысленным.
Он был человеком, склонным к рефлексии, и теперь он начал предаваться ей всё чаще. В один день в тишине души с ним случилось нечто странное: он почувствовал, что стал одним из этих пандитов. Он обнаружил, что перестал страшиться своей смерти и желание спасти других от эпидемий холеры. Он будет сотрудничать с другими в популаризации знания гигиены среди населения, оставаясь твёрдо против введения этой иностранной техники прививания, которая полностью противоречила традиции древних текстов. Он понимал, что прививка может спасти жизнь некоторых, но ценой нарушения святой традиции.
Если это нарушение принесёт некоторую пользу, за ним последуют другие нарушения. В конце концов население будет походить на людей запада, всегда беспокойно слоняющихся, как люди, ищущие что-то, что они потеряли, или старающиеся вспомнить что-то, что они забыли. У иностранцев не было покоя, хотя у них были некоторые преимущества: древняя индийская традиция не давала столько материальных благ, зато она давала спокойствие. Умершие родятся вновь. Даже иностранцы признавали, что в Индии люди могут жить и умерать в покое; иностранцы жили в постоянной тревоге, несмотря на свой достаток, и страшились смерти.