Если вы думаете, что вы знаете его хорошо, то на самом деле мало вы знаете его
Известно тому, кому неизвестно
22.
Если вы думаете, что вы знаете его хорошо, то на самом деле мало вы знаете его (Кена Упанишад)
Этими словами учитель даёт уму ученика встряску. Эти слова являются ударом по его самоудовлетворению. Учитель имеет интеллектуальнное понимание Брахмана, Истины, и некоторый опыт его, но считает, что этот блестящий интеллектуальный опыт является Истинным Знанием, которое даёт освобождение от заключения в индивидуальность тела и ума. Учитель ударяет по этому убеждению: «Если вы думаете, что это знать его, вы почти ничего не знаете об этом».
Сильно потрясённый, ученик покидает группу учеников и уходит в уединённое место. Там он садится и предаётся глубокой медитации, которая ведёт к самадхи, и он направляет самую отвлечённую сущность своего сознания за пределы ассоциаций и воспоминаний. По выражению дзен мастеров, дно выпадает из ведра. Он возвращается, и учитель смотрит на него. Его взгляд говорит: «Скажите что-нибудь об этом». Ученик отвечает: «Я не думаю, что я знаю это. Тем не менее, это не то, что я не знаю это: я это знаю. Тот среди нас здесь, кто знает, что это значит сказать: «Тем не менее я знаю это, он знает». Упанишад подводит итог: «Известно тому, кому неизвестно; неизвестно тому, кому известно».
В повседневной жизни мы можем найти намёк на разрешение этих кажущихся загадок. Когда кто-то садится, чтобы учиться, как печатать на пишущей машинке, учитель часто закрывает клавиатуру так, чтобы ученик не мог видеть своих пальцев. Перед ним отображается карта клавиатуры, и он должен идентифицировать ключи под пальцами с различными буквами на карте. Процесс медленный, потому что он не знает, где они: он должен обращаться к карте и затем их искать. Он не знает, где они, и он не может печатать. Однако через несколько недель он запомнил этот план, и его пальцы знакомятся с положением ключей. Если кто-нибудь спросит, где ключ J, он знает: он отвечает немедленно: «Средний ряд, справа, под указательным пальцем». Он знает, но он не умеет печатать по-настоящему, как понимает это эксперт.
Дно выпадает из ведра
Через несклько лет тот эксперт может печатать с совершенной точностью на высоких скоростях; с компьютерной клавиатурой это может быть почти так быстро, как пианист. Но если кто-нибудь вдруг спросит того самого эксперта: «Где ключ J?», часто он не может ответить сразу. Он должен напечатать мысленно «Джо», и только тогда он может ответить.
Он не знает. И всё же … он печатает отлично на высоких скоростях. Он больше чем знает; в каком-то смысле это стало частью его. Он не знает; тем не менее он действительно знает.