По мере того как ясность, достигнутая медитацией, усиливается, более фудаментальный закон проявляется, и конфликты обычно исчезают
Хорошо и плохо
31.
По мере того как ясность, достигнутая медитацией, усиливается, более фундаментальный закон проявляется, и конфликты исчезают.
Китайский мастер дзен, которого японцы называли Тодзан, рассказывает историю: «Вы видите лягушку, сидящую на листе лилии. Внезапно, из-за её спины надвигается голодная змея. Вмешиваетесь ли вы и отталкиваете змею палкой или даже убиваете её? Если вы делаете это, потому что не любите змей и жалеете лягушок, то вы вмешиваетесь в великий закон природы. Если, с другой стороны, вы пассивно наблюдаете как змея пожирает лягушку, где же ваше сострадание?
Лягушка, ещё живая, занята ловлей насекомых с помощью своего длинного липучего языка, поэтому, если вы вмешаетесь, то это плохо для змеи, хорошо для лягушки и плохо для насекомых. Если не вмешаетесь, то это хорошо для змеи и насекомых, но плохо для лягушки. Должны ли мы отдавать предпочтение арифметике – два хорошо и одно плохо? В этом случае, вы будете наблюдать, как змея съедает лягушку живьём. Но почему два хорошо перевешивать одно плохо? Тодзан подытоживает это так: добро и зло перемешаны, как два течения горного ручья, извиваясь и переплетаясь на своём пути.
Мой учитель говорил, что по мере того, как достигнутая медитацией ясность, более фундаментальный закон проявляется и конфликты исчезают. Индийский философ Шанкара указывает на то, что все поступки – и сознательное воздержание от них тоже является поступков – по природе своей несовершенны. Даже если вы непосредственно помогаете кому-то, это значит обычно, что вы не помогаете кому-то в это время и место. Он говорит, что лишь одна цель доброго действия так называемого Махатмы – облегчить осознание практикующим его единство с надличностным Я. Поступки Махатмы гармонируют с этим Я и он почти полностью не осознаёт свое авторство, не испытывая ни одобрение, ни недовольство. Но они создают небольшое движение в божественной природе, еще спящей и находящейся вне рамок добра и зла.