Наша основная природа такая, что она может быть изменена, но не внезапной силой.
Изменение природы
13.
Наша основная природы такая, что она может быть изменена, но не внезапной силой.
Есть большая разница между взглядами выраженными народом на востоке и на западе, по этому вопросу. На западе нам часто кажется, что такое изменение невозможно: основная природа там, и она не может быть изменена. Всё, что можно сделать, это попытаться разработать методы приспособления к ней… На востоке есть традиции, которые гласят примерно, что можно это сделать, но не внезапной силой. Когда мы хотим установить образец терпения, например, не будет эффективным попытаться это сделать, думая решительно: «Я должен быть терпелив, нигода нетерпелив». Возьмём пример из истории шахмат.
В тысяча восемьсот сороковых годах большинство людей считали англичанина Говарда Стаунтона наилучшим игроком хазмат в мире. Никто не слышал об индийских мастерах тогда. Он разработал шахматные фигуры, которые всё ещё используются в турнирах, и написал огромное руководство об игре.
Он писал также о Шекспире и был человеком значительной интеллектуальной репутации. Но иногда он терпел неудачу в турнирах с такими очень медлительными игроками, как американец Элайджа Уильямс. У Стаунтона мыслительные процессы быои быстрые, и он часто делал ответный ход , как только его проттттивник сделал свой ход. Но Уильямс смотрел пристально на доску иногда двадцать минут, не делая своего хода, даже когда (как Стаунтон замечал раздражённо впоследствии) было очевидно, что был только один ход который разумно было бы сделать. Когда этот очевидный ход был сделан наконец Уильямсом, Стаунтон, кипя с нетерпением, делал свой ход немедленно, пытаясь закончить игру быстро. Неизбежно он делал случайные ошибки, которые стоили ему игру. Он пробовал различные способы, чтобы контролировать нетерпение, но часто это ему не удавалось.
Уильямс, который был слабее в шахматах, превосходил его в самообладании. Нападая на слабость Стаунтона в этом отношении иногда он мог его победить. Некоторые другие игроки читали газету, ожидая хода. Историк Бакль, говорят, написал главу книги во время матча с Уильямсом. Сегодня это не было бы позволено, и наилуший совет, который можетбыть дан нетерпеливым игрокам есть: «Когда ваша очередь сделать ход,сидите на ваших руках. Тогда по крайней мере у вас будет немного времени, чтобы рассмотреть ваш первый импульс, потому что вынуть руку займёт несколько секунд».
Никто, кажется, не рассматривает возможность изменить основное намерение в противоположность. Но на востоке были примеры именно этого. В Японии блестящий молодой мастер по шахматам был нетерпелив, как Стаунтон, и это стоило ему много игр против старых мастеров, которые умышленно играли очень медленно, как Уильямс. Млдлдой мастер осознал свою слабость, и когда он находился в выигрышном положении, и к нему пришла мысль: «Я его прикончу теперь», он старалс\ думать: «Я буду идти медленнее». Но он не мог придерживаться этого. Со временем он понял, что он будет везде проигрывать таким образом.
Теперь он сделал что-то невообразимое на западе. Он установил пустую шахматную доску и заставил себя сидеть перед ней час, не двигая мускула. Он представил себя как большой камень, неподвижным в японском саду. На следующей неделе он сидел два часа; внешне он был неподвижным, но внутренне он кипел беспокойством. Однако на третьей неделе вдруг он почувствовал что-то вроде внутреннего покоя: «Да, я могу здесь сидеть».
Он больше не беспокоился, потому что он изменил основу ума. Нельзя было контролировать импульсы беспокойства непосредственным противопоставлением (хотя внешнее поведение контролировалось так). Они были Санскары вне его досягаемости. Но они были изменены наконец новыми Санскарами, не в форме: «Я должен контролировать своё нетерпение, но в форме: «Я нахожусь в покое, как скала». Сознательно направленные и солидно положенные Санскары, устойчиво положенные в течение периода, могут разогнать окончательно давно укоренившиеся привычки и убеждения, приобретённые в жизни полусознательно, так же как маленькая но организованная сила может разогнать толпу.