Слово «Упанишад», одно из индийских священных писаний, относится к сидению рядом с учителем
9.
Слово «Упанишад», одно из индийских священных писаний, относится к сидению рядом с учителем.
Тайны Упанишад
В духовных традициях такие слова как «тайна» находятся везде. Слово «Упанишад» может быть произведено из «упа» (вблизи) «ни» (вниз) и «сад» (по фонетическому правилу согласный «с» становится «ш», когда он попадает за любым гласным кроме «а»). Таким образом слово «Упанишад», одно из индийских священных писаний, относится к сидению рядом с учителем, который затем шепчет тайны ученику. Сократ ссылается на доктрину, сообщаемую шёпотом слушателям, и Иисус говорит о секретах, рассказанных одним близким ученикам. Однако, на самом деле эти вещи не держались в секрете.
Полное название известной Гиты, которая провозглашает себя быть открытой для всех, следующее: Упанишады, петые Господом. В конце Гиты сказано, что преподавать её в надлежащем духе и соответствующим слушателям – наивысшая служба. Некоторые ревнители учат главы наизусть и повторяют их каждое утро. Таким образом где секрет?
Мы можем понять это, сравнивая другие виды употребления слова. Один эксперт нам скажет: «Секрет публичного выступления заключается в выборе времени»; другой скажет: «Секрет прений – предвосхищение того, что будет сказано»; ещё другой скажет: «Секрет политики – облечь в слова то, что люди сами не в состоянии сформулировать». Таким образом какой секрет общественной политической дискуссии? Если мы рассматриваем это внимательно, мы находим, что три вещи – выбор времени, предвосхищение и формулирование того, что нужно сказать – на самом деле перекрывают друг друга. Нельзя правильно выбрать время, если вы не предвидите, что будет удобно говорить, и когда нужно говорить. Назвать эти вещи секретами – это сосредоточить внимание на одном аспекте всей ситуации. Другие элементы на данный момент считаются сами собой разумеющимися, напрмер, способность говорить внятно и с по крайней мере видимым убеждением.
Эти вещи секреты, не как слова сами, но потому что они содержат секрет, который является интуитивным искусством, которое не может быть непосредственно преподано. Он должен быть выявлен процессом тренировки, более или менее долгой. Имеются правила работы, которые могут дать приблизительный результат: «Остановитесь и сосчитайте раз, где будет запятая; два, где будет двоеточие; три, где будет точка». Но это не будет искусство выбрать время. Черчилль знал точно, как долго ждать, сказав капризной Палате общин: «Ну, я больше не буду метать бисер», и когда шум утих, «перед теми, кто их не ценит». Его вознаграждали взрывом смеха.
Духовные секреты, на которые ссылаются Упанишады и Гита, являются интуитивными, не незначительнеыми интуициями оратора, но относящимися к глубине человеческого бытия. Слова могут быть неправильно поняты, и секрет может быть пропущен. Учения дают много разных указателей, так сказать, похожих на координаты на карте. Каждая координата начинается с разной точки, и они постепенно сходятся. Таким же образом духовные указания даются человеку в кризисе, стремящемуся к счастью, ищущему действительности за иллюзией мира, хотящему исследовать внутренний ландшафт за потоком мыслей. До некоторой степени инструкции перекрывают друг друга, и их конечная цель – пробудить новую реализацию за умом. Сами искатели должны найти её для себя: никто другой не может найти её вместо них. Но учения могут обеспечить их ясными, устойчивыми и сосредоточенными умами: тогда, как говорит Гита (IV.38):
«Со временем человек, очищенный йогой действия и йогой самадхи, находит это сам в себе».
Однако, влияние понятия сотого трюка в различных формах, в которых он может появиться и истории, оказывет воздействие даже на духовную подготовку. В человеческом уме есть что-то, что надеется на короткий путь, какую-то тонкую идею, которая разрешит всё без больших неприятностей.